Департамент Лекарственного Обеспечения - Этический кодекс фармацевта

Этический кодекс фармацевта

Морально - этический Кодекс фармацевта Кыргызской Республики

1. Общие положения

Морально - этический Кодекс фармацевта Кыргызской Республики (далее Кодекс) является совокупностью этических норм и принципов поведения фармацевта при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения лекарственными средствами, всеми товарами аптечного ассортимента, а также оказание научно - консультативных услуг по всем вопросам, связанных с обращением лекарственных средств.

Кодекс определяетотношения между фармацевтом, обществом, пациентом и медицинским работником и направлен, в первую очередь, на обеспечение прав, достоинства,здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность фармацевта перед обществом за свою деятельность.

  Кодекс разработан на основе принципов гуманизма и милосердия, законодательства Кыргызской Республики, рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения и Международной Фармацевтической Федерации.

  Кодекс является инструментом самодисциплины и нравственным ориентиром фармацевта и его профессиональной деятельности.

Главная цель настоящего Кодекса - улучшение доступа населения к качественной фармацевтической помощи, путем повышения профессионального долга, этики, гуманизма, милосердия и ответственности фармацевта.

 

2. Фармацевт и общество.

Основная задача профессиональной деятельности фармацевта - это сохранение здоровья человека.

Фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь, любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента.

Фармацевт в интересах сохранения здоровья населения должен гарантировать качество, безопасность и эффективность лекарственных препаратов.

Фармацевт должен способствовать укреплению здоровья населения, включая консультации по правилам приема лекарств.

 

3. Фармацевт и врач.

Отношения между фармацевтом и врачом должны строиться на взаимном уважении.

Фармацевт и врач имеют общую задачу - возвращение здоровья пациенту.

Фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать всяческие содействия для правильного выбора и применения лекарственного средства.

Фармацевт не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет право умалять достоинство фармацевта.

Фармацевт не должен, подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению.

Фармацевт обязан обеспечить пациентов лекарственными средствами, которые выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, предъявляемым врачом.

Фармацевт должен быть нетерпим к ошибкам врачей при назначении лекарств. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с врачами и помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку при лечении пациента.

Фармацевт должен информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах и требовать от врачей правильного выписывания рецептов.

 

4. Фармацевт и пациент.

Фармацевт должен уважать честь и достоинство пациента.

Фармацевт должен с уважением относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Внимательное отношение, понимание и забота фармацевта к пациенту могут вселить уверенность пациента в выздоровлении.

Фармацевт должен владеть основами психологии для улучшения взаимопонимания с пациентом.

При общении с пациентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие.

Фармацевт должен помнить, что перед ним пациент, и делать ему скидку на раздражительность и грубость.

Фармацевт должен следить за своей речью, жестами и мимикой, говорить ясно, конкретно и достаточно громко.

Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.

Фармацевт должен информировать больных об истинной ценности лекарств, возможных побочных эффектах, вызываемых лекарственными средствами, способах применения и хранения.

Фармацевт обязан хранить медицинскую тайну пациента и доверенную ему личную информацию.

Фармацевт должен всегда оказывать первую доврачебную помощь.

 

5. Профессиональный долг фармацевта.

Основное условие деятельности фармацевта - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.

Фармацевт должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию жизни, и в руках невежды- подобно огню и мечу».

Фармацевт должен приложить все силы, чтобы качество оказываемой лекарственной помощи было на самом высоком уровне. Всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь, относясь с сочувствием и уважением к человеческому достоинству, проявлять внимательное, терпеливое и заботливое отношение к пациентам.

Фармацевт должен принимать меры по повышению доступности лекарств для пациентов путем снижения их стоимости.

Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.

Фармацевт должен владеть достоверной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.

Фармацевт должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и при отпуске лекарственных средств.

Фармацевт должен способствовать внедрению последних достижений науки в практику.

Фармацевт должен соблюдать все правила изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств, не распространять, не рекомендовать больным средства, неизвестного происхождения, не разрешенные к применению или заведомо вредные лекарства.

При осуществлении фармацевтической деятельности, фармацевт должен придерживаться принципов этической конкуренции, этического маркетинга и рекламы. При этом основным принципом должно быть обеспечение безопасности и эффективности при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение диентологических норм взаимодействия между всеми субъектами фармацевтического рынка.

Фармацевт не вправе использовать свои знания и опыт в негуманных целях.

 

6. Профессиональная независимость.

Право и долг фармацевта - хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки.

Фармацевт должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.

Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции, посредниками Фармацевт должен быть беспристрастен, самостоятелен и свободен от экономического влияния.

Фармацевт не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.

 

7. Взаимоотношения фармацевтов. Солидарность.

Фармацевт обязан по отношению к своим коллегам быть честным, справедливым, доброжелательным, порядочным.

Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.

Фармацевт должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания.

Критика в адрес фармацевта должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат только профессиональные действия.

Критика в адрес фармацевта в присутствии пациента не допустима.

Фармацевт несет личную ответственность за соблюдение безупречности своей профессии.

Фармацевт обязан поддерживать честь и благородные традиции фармацевтического сообщества.

Фармацевт обязан делать все от него зависящее для консолидации фармацевтического сообщества. Активно участвовать в работе общественной организации фармацевтов, защищать честь и достоинство коллег.

Фармацевт в своей деятельности должен способствовать развитию национальной фармацевтической службы.

 

8. Ответственность фармацевта.

Второй - фармацевтическое сообщество, которое имеет право наложить на нарушителя взыскания в соответствии со своими полномочиями.

Если нарушения этических норм одновременно затрагивают и положения законодательства Кыргызской Республики, фармацевт несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

9. Действие этического Кодекса, его толкование и пересмотр.

Настоящий Кодекс действует на всей территории республики и распространяется для всех фармацевтов.

Пересмотр и толкование Этического Кодекса должен проводиться на специальных конференциях, объединяющих фармацевтические общества или насобраниях Фармацевтических ассоциации.